четверг, 30 октября 2014 г.

Шкодерская интермедия

Сергей Знаменскийрепортаж из путешествия  По древней Иллирии (август-сентябрь 2013)


Думал, нужно ли писать про Шкодер вообще. Видел то я этот городок совсем мало, фоток тоже сделал немного, рассказать ничего особо занимательного про него не могу. Главную достопримечательность Шкодера, крепость Розафу, которая стоит на холме на въезде в город, я видел только проездом из окна автобуса. Но решил, что лучше стОит. С конца на конец, это последний репортаж из Албании (остаётся только Черногория). А Шкодер – конкретный пример того, как в месте, где ничего приятного ожидать не приходилось, можно было узреть светлое. Пускай будет такая интермедия между Албанией и Черногорией.


В путеводителе, распечатки из которого я брал с собой, Шкодер охарактеризован, как серый и депрессивный город. Возможно, за пределами центральных улиц так оно и есть. Но в центре ничего депрессивного и серого. Очень уютный и ухоженный городок.


Местами напоминает не то Чехию, не то Минас-Жерайс. Конечно, тут нет такого роскошного барокко, как в Минейре или Чехии, но мне вот такая уютная двухэтажность очень даже нравится.


У местного театра, напоминающего районный дом культуры, строится что-то современное из стекла и бетона. А рядом – абстрактная скульптура в духе финского современного искусства.


А вот с чем «Лонли Плэнет» не обманул, так это с тем, что Шкодер – велосипедная столица Албании. Велосипедов и велосипедистов тут очень много.


Причина сего проста, как три копейки. В отличие от Круи, Гирокастры, Берата или даже Корчи, Шкодер, раскинувшися на равнине возле одноимённого озера, абсолютно плоский. Велосипед на узких и ровных улочках – самый удобный транспорт.


Гостиница «Розафа», реликт социалистического турпрома. Таким меня пугали в корчинской «Качибели», но тут всё действительно, сохранилось с социалистических времён. Но это меня не раздосадовало, а даже позабавило.


А вот что мне понравилось в Шкодере больше всего. Собственно, это мне нравится во всей Албании. В стране нет никаких сдвижек на религиозной почве. Около 58% албанцев исповедуют мусульманство, 10% - католичество и около 7% - православие. Но это по статистике. По факту думаю, процентов 90 вообще не делает никакой разницы между этими религиями, тем более, не вздумает ни от кого шарахаться, и никого козлить. Собственно, я уже показывал разные религиозные сооружения в Тиране. Но там они, по крайней мере, в разных кварталах. А в Шкодере соседство конфессий имеет вполне физическое выражение. Стоит, к примеру, в сквере напротив гостиниц «Розафа» большая мечеть Абу Бакир.


А по соседству – в ста (точнее, в ста семи) метрах от неё – православный Рождественский собор.


А замыкает этот треугольник со стометровыми сторонами католическая церковь (костёл?) Францска Асизского.


А это католический Шкодерский собор.


Его колокольня больше всего напоминает маяк. Хотя стоит он от моря, и даже от заведомо несудоходной речушки Кирит до него больше 700 метров.


ИМХО такое соседство просто замечательно. Может так сложилось исторически, а может – это последствия тридцати лет принудительного атеизма (религия в Албании при Энвере Ходже была незаконна). В любом случае, приятно, что тут никакой вражды между христианами и мусульманами нету. В Албании как-то к этому относятся легко. И мне это нравится.

И на этом мы с албанскими репортажами заканчиваем. К рассуждалочкам о том, как мне Албания, я, впрочем, ещё вернусь, но пока продолжу путешествия. Впереди нас ждёт маленькая, но независимая Черногория!

1 комментарий:

  1. Скорее не Минас-Жерайс, а Старый Гояс - ещё подальше а глубинку.

    А авторам путеводителя он мог показаться депрессивным, например, из-за отсутствия метрополитена

    ОтветитьУдалить