понедельник, 24 ноября 2014 г.

Остров Солнца, часть 1

Сергей Знаменскийрепортаж из путешествия  По следам инков (октябрь-ноябрь 2012)


Озеро Титикака, конечно, привлекательно само по себе. Хотя пляжного отдыха в высокогорье, где вода круглый год имеет температуру 10-14 градусов, ожидать не приходится, но самобытного и интересного тут хватает. «Труча», плавучие тростниковые острова, всё это немало привлекает туристов. Но основным аттракционом остаётся священное место инков, Остров Солнца. Именно на него едут практически все, кто прибывает в Копакабану. Кто на час, кто на день, а кто с ночёвками. Иногда и не с одной.


Небольшие экскурсионные катера отправляются на остров в основном двумя волнами: первая в восемь-полдевятого утра, вторая около часа дня. Компаний, оказывающих подобные услуги полно. Можно купить билет в турагентстве, коих немало по Копакабане, а можно просто прийти на пляж и выловить нужный билет там. Билет туда и обратно стОит заметно дешевле (25 боливиано), чем отдельные билеты туда и обратно (по 20 каждый). При этом билет туда и обратно можно купить только на один день. На завтра обратного билета купить уже нельзя. Я собирался ехать на остров с ночёвкой, так что мне особенно сэкономить не удалось. Что поделать, компаний там несколько, каждая заинтересована, чтобы ты ехал в обе стороны именно ими. В каждую волну с кустарных деревянных причалов Копакабаны стартует с десяток вот таких катеров.


Местное население – индейцы аймара, живущие вокруг Титикаки. Их причудливые традиции, вобравшие в себя, как католичество, так и языческие пережитки, заметны даже на лодке. Прямо на носу лодки стоит небольшая кумирня, включающая статуэтку Девы Марии Копакабанской, а также разные вполне языческие приношения.


Лодка несёт меня, а также ещё с десяток человек к северной, дальней оконечности острова, где расположен второй по значимости населённый пункт острова, Чайяпампа. Плыть туда больше полутора часов.

В Чайяпампе обнаруживаю ещё свидетельство, как быстро развивается местная инфраструктура. Ещё два года назад мне советовали привезти всю еду и воду с собой, поскольку в Чайяпампе ничего купить нельзя. Теперь прямо у причала меня встречают и прилавки с напитками, и рестораны, и кучу гостиниц. Интересно, что будет здесь к моему следующему приезду.


Пройдя насквозь весь посёлок, купив туристический билет за десять боливиано, и осмотрев небольшой музей с археологическими находками, добытыми из озера Титикака, через пляж в следующей загубинке двигаюсь по тропе. Вокруг всё те же клочки полей на террасах.


Как раз ранняя весна, индейцы начали готовить землю к посеву.


На некоторых полях жгут костры – собираются удобрять землю золой.


А тропинка, выйдя из поселенки, как-то незаметно превращается в древнюю мостовую.


Пейзаж довольно пустынный, но вкупе с лазоревым небом и не менее лазоревым озером смотрится симпатично. Именно так и должен выглядеть Солнечный остров.


Что-то из местных бобовых цветёт.


Впереди показалась массивная квадратная кладка – остатки инкского храма.


Вот тут когда-то была церемониальная скала. Сейчас, увы, мало что заметно.


Проклятые колониалисты приложили свои руки.


А дорога бежит всё дальше и дальше, туда, где на севере расположены основные достопримечательности.


Ага, вот подхожу как раз к месту их скопления. Там, где некогда из озера на закате появился первый Инка Манко Капак. Виден какой-то фундамент под скалой.


А вот священная скала Пумы.


И церемониальный жертвенный стол.


Именно тут я стал свидетелем довольно интересного зрелища. Ещё подходя к скале, я заприметил рядом с ней колоритную группку индейцев. Поскольку снимать людей вблизи я стесняюсь, щёлкнул издалека. Дух Виракоча мне нашептал, что вблизи снять не дадут. Снимок получился ещё и против света, так что неважный по качеству, но что есть то и есть. Уже подойдя ближе, я увидел, что индейцев то там всего несколько, а остальные имеют вполне европеоидную внешность.


Ну, пока я послушал у стола местного экскурсовода, потом прошёл чуть-чуть дальше, к древнему лабиринту.



В лабиринте я познакомился с четой австралийцев, которые как раз там отдыхали. Тем паче, у мужа фотоаппарат был тоже «Пентакс», правда более новый и наворочанный, а уж пентаксист пентаксиста видит издалека.


Каменный колодец.


Ну, погулял, значит, иду назад. А запримеченная мной группка как раз стол оккупировала. Снимать мне не разрешили, замахав руками, как только я достал фотоаппарат («Это священная церемония!»), но ладно хоть разрешили смотреть. Сама священная церемония проходила вполне в ключе моих представления о том, как выглядят шарлатаны. Начиналась она с того, что европеоидная женщина снимала ботинки и ложилась на жертвенный стол, а жрецы (или кто они там были) занимали место, один в изголовье, а второй в ногах. Жертве на грудь клалась цветная подушечка. Тот, что в головах доставал металлический колокольчик и, позванивая им, начинал гнусаво что-то декламировать. Звон колокольчика вскоре заканчивался, но гнусавление продолжалось минут пять, пока жрец не издавал несколько резких выкриков, наводивших на мысль о том, что он подавился рыбьей костью, а руками делал резкие пассы, как будто он не то что-то развеивает, не то разбрасывает. После этого он доставал раковину, дул в неё и раза с четвёртого извлекал-таки из неё некий трубный звук. Тут, наконец, вступал в действие тот, что стоял в ногах. Он доставал из-под стола бутылочку с прозрачной жидкостью, отпивал из горла и ставил бутылку назад под стол. На этом подушечку снимали, женщина вставала, а её место занимала новая жертва. Хоть церемонию снять не позволили, зато я снял уже после её жертв с задумчивым взглядом.


Ну и сам ещё сфоткался на фоне священного стола. А чо, нельзя? Судя по фамилии, у меня тоже кто-то из предков был жрецом. Пускай и не языческим. =)


Возможно, это было простое лечение бесплодия, но, возможно, всё гораздо глубже, о чём мы даже не подозреваем. Уже на обратном пути, в Москве, когда я рассказывал про эту сцену своим знакомым, те сразу вспомнили, что у них на работе есть заинтересованная в разного рода эзотерических вещах сотрудница, тоже периодически уезжающая то в Перу, то в Египет, а то на Цейлон. Когда они у неё поинтересовались, как можно в такие поездки съездить, получили ответ: «Ну, вы же туда отдыхать поедете, а мы там работаем. Мир спасаем…»
На этом программа минимум была выполнена. Большая часть туристов, осмотрев север острова возвращается в Чайяпампу, откуда плывёт назад. Но я не искал лёгких путей.

Продолжение следует.

4 комментария:

  1. Ах, какая потрясающая синева! Только на высокогорье, мне кажется, бывает такое глубокое небо.

    ОтветитьУдалить
  2. Незабываемое место! И чувство какое-то особое охватывает когда топаешь по той древней мостовой

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самый колоритный аттракцион даже не это. Но про него будет через репортаж. )))

      Удалить