пятница, 14 ноября 2014 г.

Ла Пас в четырёх измерениях

Сергей Знаменскийрепортаж из путешествия  По следам инков (октябрь-ноябрь 2012)


Ну да, именно в четырёх. Ла Пас – город трёхмерный, а четвёртое измерение – время. Кстати, время тоже можно рассматривать двумерным, а то и трехмерным. Кроме оси смены веков, отражающихся в облике города, есть ещё и суточная динамика утро-день-вечер-ночь. Но она в моём репортаже не особо выражена. Даже фотки ночного Ла Паса из окна я в итоге забраковал.


Полное название Ла Паса, под которым он записан в частности, на картах Гугля, «Нуэстра Сеньора де Ла Пас», что можно перевести, как «Богоматерь миролюбивая». И это ещё не всё. Изначально официальное название было ещё длиннее: Ла сьюдад де Нуэстра Сеньора де Ла Пас. Но длинное имя знатного испанца городу не идёт, как не подойдёт графская регалия индейцу с обветренным лицом. Потому всё должно быть ближе к земле. Хотя индейское имя у Ла Паса тоже есть. И на кечуа, и на аймара этот город называется Чокеяпу, по имени заключённой в трубу реки, долина которой стала центром города.

Начнём нашу небольшую прогулку утром на улице Санта Крус в центре города. Это окраина туристического квартала. Идущая под крутой уклон улица, по которой забирается вездесущий боливийский «микро», таким словом тут называют маршрутки, заменяющие в Боливии общественный транспорт большой вместительности. С учётом того, как оный истребляется у нас, мы к Боливии всё ближе. Но есть ещё резерв: вот на заднем плане видно «труфи» - легковую машину, тоже играющую роль маршрутки. В Питере подобное уже практикуется, а у нас в Петрозаводске ещё впереди.


Улицу Санта Крус туристы знают по тому, что между ней и туристической Сагарнагой находится знаменитый Рынок Ведьм с его мумифицированными «йямаситос», которых туристы так любят снимать. Увы, всякая дребедень типа мумифицированных выкидышей ламы, амулетов и волшебных трав здесь забилась в угол. В основном тут продают товары для туристов. Судя по всему, у тётеньки справа в зелёном мешке листья коки, ещё одна местная экзотика. Во всяком случае, на краю кадра видны коробки «мате де кока». И тут же бусы и шевроны.


Ну а основная часть рынка занята стандартным туристическим ассортиментом: шерстяные изделия, сумки, пояса, музыкальные инструменты и прочая-прочая-прочая, что туристы повезут домой.


Туристический аттракцион – «бои чолит». Чолитами называют сельских девушек индейского происхождения, приехавших в город. Всё на потеху гринго.


Спустившись вниз, попадаем на площадь Сан Франсиско с одноимённым собором, куда я так и не попал.


Собственно, деловой и туристический центр расположен в узкой долине. Место протекавшей по ней реки заняли улицы. Вниз пошла авенида Марискаль Санта Крус (не путать с улицей Санта Крус)…


Вверх – авенида Монтес.


Ну а мы перейдём асфальтовую реку по пешеходному мосту и углубимся в центр города, имеющий стандартную американскую «клетчатую» планировку.


Вообще такая планировка тут труднодостижима. Но если есть ровный клочок, то почему бы нет?



Фактический центр города – пласа Мурильо.


Посреди площади – сам Педро Доминго Мурильо – боливийский революционер рубежа XVIII-XIX веков.


Официально Ла Пас даже не столица Боливии. Эта честь принадлежит городу Сукре. Но практически все правительственные учреждения находятся в Ла Пасе. Прямо на площади Мурильо стоит здание парламента.


А на перпендикулярной ему стороне находится президентский дворец.


Перед дворцом охрана в традиционной форме, с которой туристы пытаются фоткаться. Но в отличие от эвзонов в Афинах или шотландских гвардейцев в Лондоне, эти не стоят как статуи и активно отгоняют назойливых туриков.


Подтверждение особого статуса площади - отметка "нулевого километра", какая  имеется почти в любой стране. Боливийские дороги начинаются отсюда.


Ну а прямо рядом с президентским дворцом – кафедральный собор.



Блеск и нищета в одном флаконе – обычное дело в столицах стран третьего мира. То есть в большинстве мировых столиц. Вот этот дом – соседний с парламентом.


Эта патриотическая доска, кажется, находится на здании министерства обороны.


Век XVIII, век XIX, век XX, всё в одном флаконе рядом друг с другом.


И тут же XXI век но с посконным индейским колоритом. И в центре Ла Паса проглядывает Чукияпу. Меня, аки угро-финна, заинтересовала восьмиконечная звезда Сампо, которую держит одна из фигур на граффити.


А вообще Ла Пас чем-то похож на Москву. Тут так же много народу, который знай себе куда-то торопится, так  что энергия бьёт просто через край. В Ла Пасе нельзя зевать на улицах, но странно, никаких опасений, как в Рио, например, я тут не чувствовал. Напротив, веяло чем-то родным. Ну что ж, Москва – по сути, город Солнца (поглядите на её радиально-кольцевую схему). А для инкской цивилизации, да и вообще для цивилизаций индейских солнце священно. И не мудрено, что столица Боливии как-то сама собой уползла в Ла Пас.
Жалко только видел я мало. Но увы, даже месяц отпуска- это так мало, чтобы почувствовать вкус другой страны.

1 комментарий:

  1. Ностальгия по этим улочкам и по разреженному воздуху! Там тогда фактически сосоялось наше крещение в испаноязычной среде

    ОтветитьУдалить