воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Заповедный остров Фернанду-ди-Норонья и побережье штата Пернамбуку

Екатерина Пастухова и Виктор Пастухов - путешествие в августе 2013 - 7 дней
по Южной Америке - Бразилия:  Ресифи, Олинда, Порту-ди-Галиньяс, Фернанду-ди-Норонья

Фернанду-ди-Норонья  это одно из тех самых мест, что "и хочется, и колется". Заповедник с ограничением интенсивности посещения, фантастическая природа, и при этом зашкальная дороговизна: всевозможные сборы, монопольные цены на жильё и транспорт и пр. Всё же в 2013-м мы совсем созрели и для этого направления, в том числе и финансово. Но всё равно хотелось как можно бюджетнее освоить этот небюджетный остров, поэтому задействовали все возможные варианты. Даже отслеживали турпакеты на интересовавший нас период, но никакой экономии и они не сулили. В итоге получилось выгоднее купить у туроператора CVC только проживание на острове (прямые предложения более экономичных вариантов отсутствовали) плюс трансфер там и в Ресифи, а с авиаперелётами решать отдельно. Самое кусачее - это именно цены на авиабилеты. В августе оказалось что при разбивке перелёта в Ресифи цены ниже, причём основной расход на участок от Ресифи до острова и обратно. Вот его мы и промониторили как следует, и выбрали самые недорогие из подходящих нам дат. А билеты из Сан-Паулу в Ресифи и обратно были по вполне божеским ценам, буквально по все даты, и мы подобрали их так, чтобы провести сначала 2,5 дня в Ресифи и окрестностях, а после четырёхдневки на острове сделать там пересадку покороче. Уместилась вся эта экспедиция в период с пятницы 23-го августа по четверг 29-го, очень даже включительно.

Ниже привожу резюме дневника путешествия, со ссылками на более подробные рассказы о каждом из его дней и объектов (они размещены на авторском путеводителе http://www.brasil-bezviz.info/):

23.08.2013, пятница. Дорога в аэропорт, регистрация, трёхчасовой перелёт, трансфер в отель. Осталось достаточно времени для начала знакомства с городом Ресифи, и уделили мы его только южному сектору. А центром занялись уже на следующий день, после выезда в Олинду. Все впечатления от крупнейшего мегаполиса бразильского северо-Востока, города с неординарной историей и географией изложены вот здесь:  Город акул, врачей и небоскрёбов

24.08.2013, суббота. Справедливости ради нужно сказать, что немалая часть репортажа из Ресифи, ссылка на который приведена выше, относится именно к субботе. Но прогулка по историческому центру столицы нынешней Пернамбуку стала лишь десертом к основному блюду дня - знакомству со вторым памятником ЮНЕСКО в Бразилии.
Город Олинда (название означает буквально "О, Прекрасная!"), основан в 1535-м году, до 1837-го года был не только столицей тогдашней провинции Пернамбуку, но и главной опорой в освоении территории ещё пяти из соседних штатов (Алагоас, Параиба, Риу-Гранди-ду-Норти, Сеара, Мараньяу). Как центр региона, бывшего в те времена мировым лидером по производству сахара, накопил изрядные богатства. И даже голландская оккупация 1630-1654 годов и войны того периода не помешали расположенному на прибрежных холмах историческому центру Олинды сохранить памятники почти половины тысячелетия и немного от атмосферы тех времён. Олинда приятно удивляет, начиная уже с необыкновенно удачного по нынешним временам расположения. На не слишком крутых, но достаточно высоких холмах, у берега бирюзового океана, и при этом рядышком с крупнейшим мегаполисом всего бразильского северо-востока Ресифи, читать дальше...

25.08.2013, воскресенье.
На это день мы взяли однодневный тур из Ресифи в один из известнейших пляжных курортов Бразилии, Порту-ди-Галиньяс - 70 км к югу. Утром туда, а к вечеру обратно, на заказном микроавтобусе. Весь день провели в лёгких тренировках перед Фернанду-ди-Норонья: поплавали среди кораллов, опробовали и подогнали новые аксессуары. Получился хороший аперитив перед главной частью путешествия, плюс полюбовались тамошними пейзажами и куриной экзотикой. Название Порту-ди-Галиньяс буквально воспринимается как "Куриный Порт" или "Порт Куриц". Во времена колонии и бразильской империи там причаливали парусники из Африки, привозившие рабов на местные плантации тростника, а также всякие сопутствующие грузы. Читать дальше...

26.08.2013, понедельник. Наша четырёхдневная стажировка в раю началась уже с необычного утреннего авиаперелёта на чудо-остров. Потом быстренько заселились в небольшую гостиницу домашнего типа, купили десятидневные билеты в национальный парк  и определились с планами на вторую половину дня: как следует ознакомиться с ближней к нашему посёлку частью береговой линии. Для начала взяли на двоих всего один комплект маска+трубка, обычную сухопутную фотокамеру, и налегке отправились на поиски природных красот.  Вот и океан! А вот и первый песчаный пляж с фантастически прозрачной водой и с камнями по краю, это «Средний», Praia do Meio. Крабов на камнях видимо-невидимо, это хороший знак, сейчас проверим как там с богатством и подводного мира. Первая же проверка показала, что все наши прежние познания на эту тему не стоят ровным счётом ничего. Начинать вникать в неё как следует нужно здесь и сейчас. Лучше всего вдоль края вот этого коралла, в щелях которого творится такое… Чем дальше от берега, тем глубже песчаное дно по краю этого природного сооружения, и тем более крупные обитатели Атлантики показываются в индивидуальном иллюминаторе, иногда даже стаями. Но страха, что они вдруг захотят откусить по кусочку моего организма почему-то нет, несмотря на это непривычное количество скошенных глаз. Пора сменяться, и уже на берегу как-то это всё утрясти в сознании. Читать дальше и во всех подробностях...

27.08.2013, вторник. В первой половине дня  - трёхчасовое плавание на катамаране вдоль берега острова, с остановкой для наблюдения подводного мира у самого знаменитого из пляжей Бразилии. Организаторы экскурсии обещали, что если повезёт, то увидим дельфинов. Но мы-то знаем, что эта формулировка работает только на некоторых участках побережья Убатубы, куда от нашей дачи можно доехать за два часа и почти забесплатно. А здесь, после всех этих перелётов, и с такими ценами... Да ещё и после увиденного вчера изобилия природы, мы были уверены, что дельфинов будет много и без особого везения, а вот если действительно повезёт, то появятся ещё и киты. Стоило так подумать, как из прямо перед стоящим ещё у причала катамараном из воды выглянула большая морская черепаха и утвердительно кивнула головой: вторая часть сказки начинается, будьте бдительны. Знаковая черепаха не шутила, нужно сказать, что это был единственный случай за все четыре дня, когда мы увидели надводную часть черепахо-айсберга, они выглядывают из воды нечасто. А мы, наблюдая потом много раз полностью подводных черепах через маску с трубкой, вообще из воды не выглядывали, поэтому в воздухе с ними взглядом встретиться в принципе не могли.  Катамаран двинулся вдоль северного берега острова, с его восточного края в западном направлении. Вот он форт, а вот и наши любимые со вчерашнего дня пляжи. Незнакомую ранее часть берега разглядеть сумели поменьше, сразу после уже нами освоенной нам навстречу начали появляться стаи дельфинов. Эти разумные и элегантные существа подолгу и массированно сопровождали катамаран почти касаясь его. Читать дальше и во всех подробностях...

28.08.2013, среда. Этот день был посвящён визитам на самые лучшие пляжи Бразилии, пешим порядком и с полным комплектов масок и трубок. Из пятёрки пляжей отмеченных в главном национальном путеводителе как 5***** на острове целых три, причём два из них находятся на северной стороне, и вчера мы их видели с моря. Значит, оставим их на вторую половину дня, а начнём с самого дальнего из тройки... Вот и знаменитый PRAIA DO LEÃO, крупнейший на острове. Вид с косогора просто захватывает дух. И ещё одна небольшая деталь: вдоль пляжа плавают три мстительных родственника съеденного нами вчера куска акулы, и легонько пощёлкивают зубами, похоже, что кого-то ждут. Размеры у них в разы больше, чем у тех, что подплывали на "Средний пляж", да и прототип около Музея Черепах тоже с лихвой перекрывают. Короче говоря, на этом пляже нам маски с трубками тоже не пригодились, на южном берегу острова это вообще оказалось лишним грузом. Нет, мы конечно там неплохо искупались, даже покатались на волнах без всякой доски. При ближайшем знакомстве с обстановкой быстро определились границы безопасной зоны, а вот внешняя сторона коралловой стенки явно была за её пределами, да и волны плескали по ней очень активно. Потом ещё прогулялись по песку, нашли табличку о том что тут черепахи иногда откладывают яйца, и поэтому вход на пляж сезонный... Читать дальше и во всех подробностях...

29.08.2013, четверг. Вот и день отлёта, но грусти по этому поводу не было, просто на удивление. За несколько десятков часов в райской атмосфере острова мы оба настолько дошлифовали свою практику позитивного мышления, что воспринимали только самую лучшую часть этого факта: самолёт ближе к вечеру, и у нас впереди ещё почти целый день. На острове оставалось ещё несколько недоразведанных пляжей, но зачем нам стремиться к стопроцентному охвату? Лучше устроить что-то вроде повтора лучших моментов, с учётом того, что в точности уже ничего не повторяется, конечно. И куда же тогда направиться? При всей прелести вчерашней тройки пляжей 5***** мы уже как-то соскучились по Praia de Conceição и его соседу, хотя именно там и только там бывали уже дважды. Значит, побываем и трижды, тем более, что время на перебежки туда-обратно тут минимальное, это значит что наплаваемся опять под завязку...
На Среднем Пляже в этот утренний час кишели рыболовецкие судёнышки, так что с наличием рыбы там было не хуже чем обычно. Вообще-то мы и раньше догадывались откуда берётся почти вся эта ресторанная еда острова, но теперь ещё вот такая наглядная демонстрация. Значит, нам прямиком на "Концепцию", поглазеть ещё разок на наших старых знакомых. А может быть и какие новые сюрпризы там ждут. По части старых знакомых среднего и малого калибров всё было в порядке, в наличии оказался полный спектр раскрасок, все уже знакомые нам образцы рыб. Теперь нужно поискать крупняк, хотя бы тех же черепах... На следующем заходе всё уже шло к меланхолическому расставанию с самым родным для нас кусочком архипелага. И вдруг, уже двигаясь обратно, на самом мелководье вижу это чудо. Бразильцы называют эту рыбу Frade ("Монах"), а по латыни будет Pomacanthus paru. Можно, конечно, обозвать её "тёмным помакантом", но вариант "Французский ангел" звучит менее неадекватно. Обшитый ультрамариновым бархатом, с золотой каймой на каждой чешуйке, вокруг глаз золотые колечки, движения плавные...Читать дальше и во всех подробностях...

Примечания: Это было очередное путешествие из серии "Памятники ЮНЕСКО в Южной Америке", Олинда и Фернанду-ди-Норонья  стали 14-м и 15-м объектами бразильской части программы, а всего в Бразилии 19 таких памятников, и на данный момент освоено 16. Кроме тех репортажей, на которые даны ссылки выше, в результате знакомства с этими замечательными местами составлены и их "визитные карточки":
Олинда - Порту-ди-Галиньяс - Ресифи Фернанду-ди-Норонья

Бюджетная записка:
Билеты  Ресифи - остров - Ресифи:   1853 реала на двоих;
Билеты СП - Ресифи - СП: 930 на двоих;
услуги оператора CVC: 1196 на двоих (3 ночи на острове + трансферы + 2 экскурсии из Ресифи);
отель Ибис в Ресифи платили отдельно - под 500 реалов с завтраками за 3 ночи;
180 реалов на двоих за экскурсию на катамаране на ФН - 3 часа каботажа среди дельфинов с остановкой;
150 реалов за многоразовые билеты в нацпарк , 2 чел (действуют до 10-ти дней);
274 реала сбор штата за пребывание на острове - 3 ночи, 2 чел.;
Кроме этого что-то потратили на питание, и на острове оно дороже. Джиповых экскурсий не брали, везде пешком ходили, много времени в воде провели. Таким образом, на острове мы были 4 или мин. 3,5 дня, но с расходами практически за 3.

1. Какие же все-таки красивые фотографии! Особенно меня впечатлило фото из Олинды, где потрепанный временем собор возвышается на фоне моря.

1. Я большой любитель ярких красок и эти дома, зонтики и природа - прямо удовольствие для Бредового Зайца:))))

2. Да, краски в Олинде оказались на удивление сочными, к тому же в солнечный день цвет океана был какой-то нереальный. Олинда стала приятным вознаграждением за решение сделать остановку в Ресифи по дороге на остров