среда, 17 декабря 2014 г.

Через Роборэ к бразильской границе



Сан-Хосэ-де-Чикитос — Роборэ

К вечеру 9 апреля основные цели уже были достигнуты, причем пока даже без задействования резервного дня. Поэтому решил двинуть к бразильской границе не ночным медленнопозучим поездом, а дневным автотранспортом, чтобы полюбоваться видами по дороге, нормально поспать в очередном дешевом боливийском отеле, и переходить границу без спешки. Накануне вечером прогулялся в район вокзала, ознакомился с обстановкой и в итоге купил билет на Роборэ, с прибытием (меня к кассе) в 8:30 и отправлением автобуса в 9:00, тариф BOL$ 30. Были обещания "Flota grande confortable" и быстрой пересадки на Puerto Quijarro, сразу по прибытии, т.е. еще до 11 утра.

В той вечерней прогулке имел удовольствие наблюдать также прибытие из Санта-Крус самого простого и медленного из трёх пассажирских поездов, циркулирующих по этой линии, "trem regional". Он состоял из дизельного локомотива и 7-ми вагонов: 3 попроще, 1 более комфортабельный и ещё 3 вовсе не пассажирские, а почтово-багажные. Почти все пассажиры вышли на платформу и начали активно питаться в разных передвижных и стационарных точках общепита, больше всех вместил "comedor" типа рынка.



Наутро потратил часть резервного получаса чтобы отснять эту местность.



Конторки автобусных компаний напротив станции.



А вот и сам ж.д. вокзал Сан-Хосэ.



Главные плюсы ж.д. транспорта в его вместимости и предсказуемости. На всех станциях линии можно увидеть тот же самый щит расписаний и цен, что красуется на сайте оператора. Кстати, вчерашний поезд пришёл ровно в 18:28, но в 19 ещё не ушёл. И времени отправления с промежуточных станций тут на щите и не объявлено. В любом случае, больше 4 часов до Роборэ это сейчас уже перебор, рассстояние всего 130 км, и останавливаться почти негде.



Более простые вагоны ("Primeira classe") выглядели как этот резервный, а в "Пульмане" был вход посередине. В обеих категориях просматривались раздельные туалеты для "дамас" и "варонес".

Но вот и время отправления. Оказалось что на большой борт пассажиров не набрали, и меня отправили на одной из тех машин, что ст ояли на привокзальном перекрёстке. Опять Toyota Ipsum. Дорога была интересной и недолгой...

В 9 утра тронулись в путь и быстренько выбрались из Сан-Хосэ на шоссе. Новенькая бетонка, плавные повороты, хорошая видимость... Ехали на скорости 90-100 кмч.

...Хорошо, что не быстрее. Вскоре дорогу нам неспешно пересёк здоровенный олень, и водитель сумел с ним размнуться используя достоинства тормозов с ABS. Через 2 км от того места появился дорожный знак с черно-желтой фотографией нарушителя, в профиль.

Потом ещё знак, с большим быком. И тут же два реальных быка на разделительной разметке дороги. Машин на шоссе было мало, а животных прямо на полотне или рядом и дальше встречалось изрядно.



В середине пути рельеф стал интереснее, проезжали Chosis — отдалённый округ Роборэ, новое направление экотуризма. Дорога проходит близко к вот таким отвесным стенам.



Было немало таких приятных видов в заднее стекло нашей машины, да и по сторонам тоже.

Дорога платная. Кабинок и шлагбаумов в бразильском стиле нет, очередей тоже. В обозначенном месте водитель останавливается, выходит из машины и идёт платить в маленькую хибарку. Ослики помогают следить за порядком на этом ответственном участке. Кстати, подобные пункты оплаты были и на грунтовых дорогах от Сан-Матиас до Сан-Хосэ.

Город Роборэ возник слева от дороги. проехали первый поворот в него, потом второй... У третьего нас ждал автобусный терминал, достаточно отдалённый от центра города.



Прибыли в 10:30, как и обещано. Прощаемся с нашим транспортным средством.



Тут же набежали кассиры и предлагают ехать "прямо сейчас" в Puerto Quijarro, на одном из вэнов что ждут на другом конце платформы. Заплатил BOL$ 50 и получил билетик с временем отправления в 14:00-14:30. Потом увидел что ещё одна касса обещала выезд на полчаса раньше. Но в реальности оба вэна тронулись потом в 14:40, после полного заполнения.

Таким образом, у меня возникло незапланированное время для знакомства с ещё одним боливийским городом:


Короткий визит в Роборэ

Название Роборэ было мне хорошо знакомо, но интереса к самому городу от этого не возникало. Слово это мелькало в железнодорожном расписании линии Expresso Oriental, бывшей когда-то "Дорогой Смерти", а в последние десятилетия ставшей самым хоженым маршрутом самостоятельных путешественников движущихся между Бразилией и Боливией (и даже Перу). В записках некоторых из них отмечалось, что "после Роборэ поезд начал наполняться пассажирами", вот и всё. А у меня в этом небольшом маршруте вообще обошлось без поездов. Но именно это и привело к незапланированной пересадке на автовокзале Роборэ, где возникло как минимум три часа свободного времени, в самой середине дня.

При этом автовокзал находится на самой окраине города, и на нём не обнаружилось ни полноценного общепита, ни интернет. Да и условий для отдыха (не актуального для меня в той ситуации) тоже почти никаких, жарко и неуютно. Значит, нужно выдвинуться в город, каким бы он ни был, Болиия уже меня приучила к тому, что центральная населённого пункта должна быть красивой, тенистой и гостеприимной.

Только где же она? Вокруг автовокзала редкие строения сельского типа, но накатанная грунтовая дорога чётко указывает направление к центру, километраж произвольный. Пока разбирался в обстановке и покупал билет все такси куда-то укатили и стало откровенно пусто. Решил принять всё это как подходящие условия для очередного занятия по физподготовке, одел рюкзачок на плечи, и бодро потопал в направлении центра. На полпути, т.е. минут через пятнадцать, откуда-то возник мототаксист. Он даже согласился поискать где бы разменять мои 50 BOL$ (такса там всего 5), так что едем. Заехали в какой-то магазин, разменяли, и вскоре он уже высадил меня на главной площади.



В Роборэ она не хуже, чем в 4-х городах увиденных ранее, и тоже не без заботы о туристах.



Территория большая, тенистая и обустроенная





Телефон-автомат, на втором плане известное Cassino Militar.



Предпочёл посетить коллег-авиаторов, в этом Círculo Aeronáutico попользовал интернет, а потом и пообедал.



Церковь Роборэ построена в 20-м веке. Заслуга австрийского миссионера, как гласит табличка на ней



Торговая улица в квартале от площади — бетонное покрытие и 2 полосы!


Но это был только островок в паутине грунтовок. Город раскидистый, скорее похож на деревню или на дачный посёлок с большими участками



Ж.д. вокзал находится где-то там за поворотом, на окраине города. Похоже, что поезда притормаживают ещё и в этом месте, в 2-3 кварталах от площади и церкви.

С площади обратно на автовокзал уже сразу двинулся на мототакси, в центре их сколько угодно. Ехали другим путём, через главный въезд, улица полностью асфальтирована. В целом городок показался позитивным. Военное присутствие обширное, и явно на пользу, порядочек чувствуется.


Автовокзал Роборэ

Вернулся на автовокзал уже сытым и довольным: и новости по эл. почте были позитивными, и обед правильным, и импровизированная экскурсия удалась.



Интересная информация на стене автовокзала, тут активно борются с коррупцией, а стройку здания финансировала Венесуэла.


Пока ждал своего отправления, из Pto. Quijarro дружно прибыли два автобуса, стояли они недолго. TRANS BI-OCEÂNICA рейсом на Санта-Крус, а LA PERLA CHIQUITANA ехала только до Сан-Хосэ-де-Чикитос.



Этот малыш ходит в соседний Santiago de Chiquitos, где тоже есть иезуитская миссия


Роборэ — Пуэрто-Кихарро — граница

Наконец-то едем, на этот раз на действительно Toyota Noah. это имя нарицательное в регионе. Второй участок дня почти вдвое длиннее первого, целых 250 км. Соответственно, почти ровно 3 часа в пути. Дорога хорошая, асфальтированная, но более скучная.

После полпути заехали в небольшой город El Carmen, там вышли 3 пассажира.

Незадолго до финиша уже более крупный Puerto Suarez, высадили одного парнишку и выгрузили посылки. Этот городской участок показался самым несимпатичным в Боливии: много машин и мотоциклов, пыль, грязь, выбоины на непонятном покрытии улиц...

Перед въездом в почти примыкающий приграничный городок Puerto Quijarro водитель спросил: заехать сначала поближе к границе, или сразу в центр? К границе никто не хотел, мне тоже было без разницы где искать отель, едем в центр. Остановились у отеля "LILOCO" по просьбе одного из пассажиров, мне там тоже понравилось. Этот отель оказался наилучшим за всю поездку, но не самым дорогим, т.к. предстояло ещё ночевать в Кампу-Гранди.

Как потом оказалось, приземлился и географически удачно. Оставил рюкзак и в уже в сумерках пошёл смотреть центр. Главная авенида рядом, вот и ж.д. вокзал. Грингос активно грузились в "Ferrobus" на Санта-Крус, это такой дизель из 2-х вагонов с кондиционерами, самый дорогой и наименее медленный на линии, ходит 3 раза в неделю.

Зашёл ещё в какой-то "comedor" и отвально поел за 12 BOL$ (включая "чичу"). Спать отправился пораньше, чтобы рано утром пройтись по городу ещё раз, уже с фотокамерой...

11.04.2013. небольшой утренний city tour по Pto. Quijarro, с покупкой боливийских сувениров (карты для новых путешестий по Боливии!) перед тактическим отступлением через границу.

Главные достопримечательности города это ж.д. вокзал и пешеходный мостик над его путями, с почти панорамным обзром.



Вид на сам вокзал. Длина платформы какая-то ненашенская


Вид на красивые горы с бразильской стороны границы.

Центральная площадь города находится с западной стороны от путей, и начинается сразу у мостика. После уюта городков Чикитании она оставила гнусное впечатление, пыльно, грязно, безлюдно. Только двое бродяг ругались между собой на всем ее просторе. Главная церковь находится на этой же площади, она настолько простецкая, что оставлю ее снимок в общем альбоме, как и панораму самой площади.



С восточной стороны параллельно путям тянется главная авенида города, оживлённая и с уже неплохо обустроенными участками



Зайдём ещё разок на вокзал.



Этот щит включает расписание и другой линии компании, от Santa Cruz к аргентинской границе (всего раз в неделю, и очень дёшево)



Зато стена станции раскрашена как надо, по-пантанальски.





В паре кварталов восточнее вокзала находится рынок, довольно неприглядный. Духота стояла серьёзная, пришлось отпаиваться там холодным чаем "терере"



На следующем квартале уже автобусный терминал. Вернее, навес под которым собраны кассы автобусных компаний. Припарковаться рядом удается только мелким транспортным средствам.




Большие "флоты" расползаются по соседним немощёным улицам.





Потом ползут по этим кварталам на выезд из города.



Обязательно через этот ключевой перекрёсток, на котором базируется Armada Boliviana. В этом (северном) направлении бетонка авениды ведёт к центру и ж.д. вокзалу.

В южную сторону она тянется несколько километров до погранперехода. В западном направлении тут ж.д. переезд и далее путь на шоссе в Santa Cruz.



А на восток видно реку Paraguai. Немного ближе просматривается и мой отель.
Рекомендую этот LILOKO, с хорошим соотношением цена-качество. Кто захочет сэкономить побольше. может выбрать номер внизу, без кондиционера. Завтрака там не предлагают, это частое дело в Боливии. Но есть frigobar с недорогими напитками, включая пиво (супер, по сравнению с бразильскими пойлами для народа). К погранпереходу отсюда удобнее ехать на мототакси, такса обычная - B$ 5.



В окрестностях этого рубежа сейчас оживлённо.


Для легального въезда в Боливию (или выезда, как в моём случае) нужно постоять в этой очереди у "Migración", потратил там мнут 40.



Ещё несколько шагов и возвращаюсь в привычный Brasil.



С бразильской стороны тоже есть"controle de migração". И очередь там ещё больше, но только для нерезидентов. Для своих и резидентов есть отдельный прилавок, с предупреждением о штрафах за нерегистрацию въезда или выезда. Поскольку выезд мне никто не нигде не отмечал предпочёл туда не соваться, а просто пошёл на автобусную остановку, помех не было.

Дождаться городского автобуса в Корумба (Corumbá) непросто, решил опять ехать на мототакси. Уже по бразильской цене 15 реалов, т.е. на порядок дороже...

Комментариев нет:

Отправить комментарий