среда, 24 декабря 2014 г.

День седьмой: здравствуй, Байкал!

Виктор Пастуховиз путешествия ТРАНССИБ с востока на запад (июнь-июль 2011)

...Едем из Читы в Иркутск, это уже наша четвёртая ночь в поездах ТРАНССИБа, и как раз приближаемся к кульминации нашего путешествия - к Байкалу. Байкал действительно оправдал все ожидания, в тот и на следующий день мы увидели его во всём великолепии.

Но в таких красках это сказочное озеро предстало перед нами только после полудня, когда добрались до истока Ангры у посёлка Листвянка. А пока мы только ждём рассвета, и надеемся что первые лучи солнца увидим как раз там, где начинается двухсоткилометровый участок дороги вдоль самого берега - ещё со стороны Бурятии. И вот показалось, что за окном уже светает. Или это только показалось? Светает, но как-то неуверенно. Потому что небо затянуто облаками и идёт мелкий дождик. Но Байкал уже здесь, рядом. И как раз со стороны нашего окна.

Удивительное дело, дождик нас нисколько не огорчил, должен же он когда-то вылиться. До сих пор, при наших экскурсиях по трём уже городам, не было ни капли. Твёрдо верим, что за предстоящие два почти полных дня у Байкала, пробьётся и на его поверхность лучик Солнца. А пока продолжаем проникаться новыми для себя пейзажами. Железная дорога изгибается вместе с береговой линией.

То и дело проезжаем по мостам и видим быстрые прозрачные реки, сбегающие с гор в озеро. Впечатляет... Дождик как-то иссяк. Облака начали чуть-чуть расступаться, и тот самый лучик пробился к воде уже утром, где-то в середине нашего трёхчасового пробега по кромке озера.

Начал проявляться противоположный берег, потом он уже виден чётко и явно приближается.

Вот уже огибаем южный край озера, блики на нём стали почти совсем весёлыми.

Потом дорога уходит было в сторону, но тут же крутой поворот с подъемом, тоннель, и теперь едем чуть ли не по карнизу, получив прямо-таки панорамный обзор.

Ненадолго. Оставшиеся часа полтора до Иркутска было зелено и красиво, гористый рельеф, много речек. А мы уже смотрим дачи, пригороды Иркутска, улицы города...

И тут же - ослепительный простор Ангары, а на другой стороне виден центр города. Это значит, что скоро иркутский вокзал, нам пора выходить.

Погода стремительно улучшается, как и планировалось, хотя температура пока ещё не пляжная. Вскоре после нашего выхода на привокзальную площадь, туда подкатил солидный автомобиль, и друзья доставили нас прямиком к прибрежному отелю, где по нашей просьбе был заранее заказан номер. Примерно час комфортной езды, и вот мы уже на Байкале совсем всерьёз, а не мимоходом. Строго говоря, водное пространство перед нами, это не только озеро Байкал, но также и река Ангара.

Она начинается как раз где-то здесь, перед нами - это единственный сток воды из озера, принимающего в себя сотни речек не такого солидного размера, ведь Ангара - это одна из полдюжины крупнейших рек России.

Сейчас здесь тишь да благодать, а вот попытка драматурга Вампилова пересечь этот участок в непогоду на маленькой лодочке закончилась трагически. О чём и напоминает памятный знак по соседству.

Но у нас никакая навигация в планах не стоит, через сутки нам выезжать из этого отеля, и эти предстоящие сутки нужно как следует погулять по берегу и полюбоваться видами озера.

Друзья обещают заехать за нами завтра ровно в полдень, и показать весь Иркутск по дороге к вокзалу - в запасе будет целых полдня. Узнав, что заселившись в номер мы собираемся сразу же начать освоение береговой линии, они любезно предложили нам перед своим возвращением в город сделать небольшой крюк, показав по дороге все главные ориентиры посёлка Листвянка, и десантировать нас в самом конце асфальта - у места разворота маршрутных автобусов и свадебных кортежей.

Это была грандиозная идея - вместо  похода туда-обратно без должной информационной подготовки, у нас получилась прогулка в одну сторону по уже слегка просмотренной местности, и удалось использовать это по полной программе.

Программа начиналась на впечатляющем рынке сувениров. Вдоволь полюбовавшись его экзотикой, и даже купив кое-что - очень характерное, но компактное, небьющееся и почти невесомое, мы быстренько вышли к водному пространству. С видом на которое наконец-то пообедали - местной копчёной рыбой и жидким ячменным хлебом.

Культурная пища подавалась поблизости - шоу самых умных в мире тюленей (байкальский эндемиков под названием "нерпа") в нерпинарии некапитального типа. Съёмки внутри были решительно запрещены, но мне было и не до этого - смотрел приоткрыв рот это потрясающее выступление. А после выхода из помещения мы прошли мимо очередного прилавка с сувенирами, и убедились, что уже купили самое то.

Очередной соблазн - водные прогулки.

Коротких каботажей на ближайшие часы не предлагалось, а на многодневное плавание мы сюда ещё вернёмся, нам бы только выбрать подходящий период этой или ближайшей инкарнации (уже договорились продолжить наши путешествия вдвоём как минимум на следующую).

Дальше идём в сторону истока Ангары по этой единственной магистрали Листвянки.

Слева - водное великолепие, и кое-какое движение озёрного транспорта.

Справа - новенькие магазины ретро-сувениров монументальной категории

И подлинные образцы традиционной архитектуры сибирской глубинки. Для знакомства с этой церквушкой них даже нужно было заглубиться в посёлок на несколько кварталов.

У этого прекрасного участка берега - ещё одно шоу. Но тут уже всё наоборот: не тюлени, а туристы, и не грациозно зарабатывают деньги, а неуклюже их тратят. В результате, по части демонстрации умственных способностей контраст тот ещё. Облачившись в водолазные костюмы, они на мелководье учатся думать, что научились подводному плаванию.

Ну а мы идём дальше, и виды всё лучше и лучше... А на финишном отрезке перед отелем ещё один приятный сюрприз - Байкальский Музей, который мы не успели заметить из окны машины. И до закрытия сегодня остаётся чуть больше часа - оптимальная доза для нашего визита.

Очень интересно и информативно...

День движется к финалу, а мы к отелю. Напротив которого обнаружился самый крупный из придорожных мини-рынков копчёной байкальской рыбы.

Это был приговор нашему ужину, он состоялся в форме комплексной дегустации местных деликатесов, типа тех, которыми мы обедали, и остатков копчёной рыбы с читинских озёр, которыми мы завтракали в поезде когда впервые увидели Байкал.

Заслуженный вечерний релакс для наших ног, в 4-х градусной байкальско-ангарской воде. После которого мы ещё долго наслаждались закатными видами этого чуда природы, Байкала.

Крупнейшего (по объёму воды) и чистейшего озера планеты, природного памятника Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

1. Очень доставляет. Хоть я и не великий ценитель озер, всё больше, как-то горы моей душе ближе, но Байкал - это красиво, спору нет.

2. Потому и красиво, что это озеро в обрамлении гор. В утреннем продолжении репортажа это должно проявиться получше.

3. Как многое можно успеть за короткий промежуток времени!
    Байкал моя мечта.

4. Байкал это стоящая мечта! Мы только скользнули вдоль него по ходу ТРАНССИБа, но всё равно запомнилось сильно. Теперь если поедем, то уже специально туда, дней на 5-7.

Ну а если не привязываться к ж.д., то слетать в Иркутск и обратно из Питера это не сложно, только выбрать время.

1. По стоимости поездку на Байкал можно приравнять к посещению нескольких европейских стран вместе взятых. Это и перелёт до Иркутска и дальше не всё столь экономически радужно, поскольку хочется "на природу". Этим летом у меня дочка ездила, летели до Улан-Удэ (там в окрестностях самобытная культура и много интересностей), но потом добирались до Ольхона, Иркутска с большими приключениями.

2. Да, если побольше байкальской природы довесить, то выйдет недёшево, и приключения гарантированы. Мы не располагали для этого временем и имеем много других возможностей побыть на природе, поэтому запланировали там только однодневную остановку по ходу транссибирского маршрута.

Изначально тоже Улан-Удэ хотели сделать опорным пунктом, но изучая ж.д. расписания и общаясь с родственниками и друзьми поняли - целесообразней проехать этот город ночью, а остановитьсь до того в Чите, и после - в Иркутске. И там и там нас ждали новые друзья, которые здорово помогли как следует использовать время остановок.

И всё-таки, Байкал это нечто особое, а количество посещённых стран - параметр из другой оперы. Расстояния и тарифы на авиабилеты - это да, серьёзное препятствие. Но сфокусировавшись на железнодорожном путешествии через всю Россию, и поймав дешёвые билеты на самолёт до Владивостока, всё остальное мы получили уже как приз за такое планирование отпуска.

3. Согласна, что "Байкал это нечто особое", а вот вопрос о количестве стран - конечно, из другой. Только если позволить себе съездить в какую-то одну (скажем, на Рождество), еще как-то можно постараться, то на Байкал - совсем другое. Ну, на то и мечта...
      И согласна с тем, что сами по себе такие "призы" на голову не свалятся.